Читай онлайн

Архив номеров

  • ЕТК
  • Московская оконница
  • размещение рекламы на сайте в Егорьевске

Фоторепортажи

Фотоархив

Последние фоторепортажи

Последние комментарии

Категории публикаций

Год змеи

№41 от 9 октября 2013 года

Внешне серпентарий напоминает чем-то шкаф с ячейками для хранения сумок у входа в супермаркет. Только за дверцами этого шкафа хранятся не купленные в соседнем магазине пакеты молока, а существа, к которым люди испытывают тысячелетний страх, заложенный, кажется, в наших генах.
Когда научный сотрудник Лаборатории молекулярной токсикологии Института биоорганической химии Российской академии наук Владислав Старков, рассказывая о змеях, спокойно открывает ячейку серпентария и берёт в руки полутораметровую кобру, то начинаешь лучше понимать смысл поговорки «душа ушла в пятки», ибо ноги начинают работать вне зависимости от команд, подаваемых им головным мозгом.

Сегодня ЕК публикует вторую часть интервью с Владиславом Старковым об экзотических и наших, подмосковных змеях.

— Когда и как гадюка отправляется на зимовку?

- В центральной России гадюки начинают активно искать места зимовок в конце сентября. Мне даже приходилось слышать, как местные жители называют праздник Воздвижения, который празднуется 27 сентября, «Сдвижение», объясняя, что именно в этот день змеи сдвигаются со своих летних мест. Часто для зимовки собираются вместе иногда до 70 особей. При этом часть змей спариваются. Примерно 20 процентов самок уходят в зиму беременными, чтобы весной дать потомство.

Зимовка для гадюки – самый сложный этап её жизни. Не всем удаётся дожить до весны. В малоснежную зиму земля может глубоко промёрзнуть, и змеи погибнут. Бывает так, что те, кто спрятался в глубь клубка, выживают, а те, что остались с краю, – замерзают насмерть. Иногда, когда подземные пустоты затапливаются водой, змеи также погибают.

— А есть ли у гадюк особые летние убежища?

- Да, есть, и постоянные, и временные. Если поблизости есть пища, самки гадюк стараются далеко от зимних убежищ не уходить, активно используют их и в тёплый сезон, мигрируют только от бескормицы. Самцы же склонны к миграции, больше путешествуют и забираются при этом в удобные норы, под коряги, кучи хвороста, в траву.

— Где откладывает гадюка яйца?

- Гадюка – живородящая змея. В отличие от многих других змей, яиц не откладывает. Большинство гадюк приносят детёнышей в августе - начале сентября.

— А что вы можете сказать про медянку, которую многие считают даже более ядовитой змеёй, чем гадюка?

- Давайте сначала выясним, какую змею мы называем «медянка». Обычные люди обращаются с этим названием довольно произвольно и чаще всего называют медянкой веретеницу - безногую ящерицу, которую иногда можно встретить в Подмосковье. Веретеница совершенно безвредна, это вообще не змея. Она сама является объектом охоты гадюк.

Специалисты же предпочитают называть медянкой змею вида Coronеlla аustriaka. В Германии эту змею называют гладким ужом. У этой змеи нет ни яда, ни ядовитых зубов. В Подмосковье она встречается крайне редко, её основной ареал находится южнее. Я за многие годы встречал её только два раза в Домодедовском районе, причём в том месте, куда я сам до этого выпускал змей этого вида, стараясь восстановить их популяцию. Также некоторые люди, живущие на Кавказе, называют медянками красноватые разновидности кавказской гадюки. Но в Московской области эти змеи не водятся.

Так что гадюка в Подмосковье является единственной ядовитой змеёй, живущей в природе, а подмосковные «медянки» не ядовиты.

Этот малыш вырастет не в змею, а в безобидную безногую ящерицу веретеницу

— В Егорьевском районе есть село Шатур, вблизи которого находится «змеиный камень», а само название села некоторые местные краеведы расшифровывают как «Гора змеиного бога Ура»…

- Я не могу прокомментировать данную гипотезу краеведов, но могу сказать, что отношения человека и гадюки в Мещере имеют очень длинную историю. Ведь и человек, и змея в ваших краях всегда стремились поселиться на высоких сухих песчанниках, но поблизости от воды. Там же возникали первые святилища и капища, люди собирали на эти священные горки валуны, которые обретали культовое значение, становились жертвенниками и жальниками. К этим камням неизменно тянулись змеи, так как камни днём нагреваются, а прохладными вечерами долго хранят тепло. Соответственно, в языческих культах древних жителей Мещеры змея, и в особенности гадюка, наверняка играли какую-то важную роль.

— Вы сказали, что змеи приползают к крупным камням. А как же альпийские горки, которые владельцы загородных домов часто возводят на своих участках?

- Да, крупные камни, лежащие на сухом песчаном месте, а в особенности скопления таких камней, как магнит, притягивают змей. Они греются от этих камней, находят под ними убежища и зимовки. Мне уже приходилось беседовать с жителями Тверской области, которые принципиально отказались от этого элемента ландшафтной архитектуры, именно опасаясь змей. Как специалист скажу – правильно сделали.

— Некоторые люди считают, что гадюка не живёт там, где живёт уж…

- Я тоже встречал людей, которые ловили и выпускали у своих домов ужей в надежде, что те отпугнут гадюк. Это абсолютно бесполезно. Гадюки и ужи великолепно уживаются вместе. У них сильно отличается кормовая база. Общим в их рационе являются только лягушки. При их отсутствии гадюки кормятся мелкими грызунами и птенцами, а ужи без труда переходят на малька рыб, которого ловят на мелководье.

Мне рассказывали историю, когда молодой человек, снабжающий ужами зоомагазин, схватил руками клубок ужей, которые резвились во время весенних брачных игр, и получил укус гадюки, которая находилась внутри этого клубка. Думаю, что такое вполне возможно, так как никаких особых антипатий у ужей и гадюк нет.

— А что ещё можно сделать, чтобы уменьшить вероятность появления змей на приусадебном участке?

- Помимо того, что не допускать появления многолетних нагромождений хлама и строительных материалов, я бы рекомендовать людям окашивать свои участки. Причём весенние палы против змей не эффективны, они их прекрасно переносят в своих норах. Пострадать же от них могут, скорее, их враги, например, ежи.

— А какие ещё враги у змей существуют в природе?

- Врагов у змей масса. Аисты, цапли, хищные птицы. Активно истребляют змеиный молодняк даже обычные вороны. Змей едят лисы, хорьки и ласки. В деревнях молодых гадючат могут съесть и овцы, и куры. И даже серая жаба.

— Даже куры?

- Да, обыкновенная курица, разрывая траву и листья, встретив маленького гадючонка, который размерами напоминает стержень от шариковый ручки, непременно его склюёт. То, что в деревнях стали держать меньше кур, стоит назвать как одну из причин того, что змеи приблизились к человеческому жилью.

— Владислав Геннадиевич, вы много лет работаете не только с нашей обыкновенной гадюкой, но с прочими самыми разными змеями, в том числе - с экзотическими. Чем они отличаются от гадюк?

- Если говорить об отличиях, то надо сравнивать с конкретными змеями. Например, с индийской коброй, которую мы тоже разводим в нашем серпентарии. Той самой, с очковым рисунком на спине, которую так любят показывать в своих шоу заклинатели змей. Так вот, кобру по сравнению с гадюкой можно назвать настоящей фабрикой змеиного яда. За одну дойку кобра отдаёт в среднем 400 мг яда в пересчёте на сухой остаток. Наша обыкновенная гадюка – всего около 7 мг. Смертоносная сила яда кобры не менее чем в сотню раз превосходит силу яда гадюки. Но кусая жертву, кобра не отдаёт весь свой яд, как бы экономит его. Гадюка же выдаёт весь и сразу. К тому же, для укуса кобре необходимо двумя челюстями схватить жертву и приложить усилие, чтобы сомкнуть их. Сделать это змее удаётся далеко не всегда. Гадюка же в момент атаки способна менять угол направления ядовитых зубов, выставляя их вперёд. То есть, как бы превращается в летящее копьё с двумя отравленными наконечниками, или, точнее, - летящий шприц, нацеленный острием. Таким образом, обделив гадюку сильным ядом и к тому же дав ей этого яда мало, природа наделила её превосходным инструментом его доставки и впрыскивания.

Я вообще думаю, что наша обыкновенная гадюка – это одна из вершин эволюции змеиного царства. Даже для учёных эта змея таит ещё немало загадок.

В серпентарии Лаборатории молекулярной токсинологии Института биоорганической химии хорошо размножаются индийские кобры. Укус этого шестимесячного детеныша, в отличие от взрослых кобр с удалёнными ядовитыми железами и зубами, демонстрируемых «заклинателями» на площадях индийских и марокканских городов, смертелен для человека.

— Каких, например?

- Например, неясно, как и где гадюка сумела пережить эпоху великих оледенений? Как единственная из змей сумела расселиться на огромном пространстве – от Англии до Шантарских островов в Охотском море? Почему только ей из всех змей удаётся жить так далеко на севере, даже в Мурманской области? С чем связано, что в разных местах мы видим преобладафяние гадюк с той или иной расцветкой? Не удивлюсь, что в России будут в будущем открыты новые виды гадюк, примерно как случилось около 20 лет назад, когда в европейской России был открыт новый вид гадюки, получивший название Гадюка Никольского. У этой гадюки совершенно иной химический состав яда. И внешне яд этот не желтоватый, а бесцветный.

Большинство тропических змей вылупляются как птицы, из яиц.

— Кстати, о змеином яде. Как в медицине используется яд гадюки?

- Самое распространённое применение яда гадюки в медицине - его использование в обезболивающих мазях от радикулита типа «Випросал» и препарата для инъекций «Випроксин». А также в производстве антисыворотки. В СССР существовало несколько серпентариев, где от гадюк получали яд для фармакологических предприятий. Змееловы ловили змей, привозили их в серпентарии, а через какое-то время возвращали в природу или отпускался их приплод. Конечно, советские серпентарии не были курортом для змей, но меры щадящего содержания применялись. Несмотря на то что о целительных свойствах змеиного яда человечество знало ещё с времён Гиппократа, содержанием змей в неволе специалисты занялись лишь с изобретением антисывороток, когда этот яд понадобился в больших количествах. Первый серпентарий был открыт в Сан-Пауло, в Бразили, в 1901 году. И эта отрасль животноводства, одна из самых молодых, прокладывала себе дорогу не без ошибок и потерь, в том числе и человеческих.

— То есть многим видам редких змей теперь уничтожение не грозит, ибо человек устроил для них концлагеря…

- Такая критика серпентариев и сравнение их с концлагерями не вполне корректны. Ведь змеи после отбора яда не уничтожались, а оставались жить.

А в наших отечественных серпентариях после нескольких отборов яда гадюк, например, часто вообще отдавали змееловам, и те, как я уже сказал, отпускали их назад в свои угодья. Более того, эти змееловы проводили с местным населением разъяснительную работу по охране змей, ведь от них зависели их немалые заработки. За летний сезон опытный змеелов где-нибудь в Тверской области мог отловить до тысячи гадюк, а за одну змею платили три рубля. В семидесятые годы это были хорошие деньги. Сейчас яд гадюки в России в промышленных масштабах заготавливает только один серпентарий – в Новосибирске. В европейской части России промышленная заготовка змеиного яда прекращена.

— Как используется яд, который вы получаете от змей и, в частности, от гадюк, в вашем небольшом лабораторном серпентарии?

- В нашей лаборатории мы разделяем змеиный яд, полученный от разных видов змей, на различные составляющие – ферменты, пептиды - и проводим исследования об их возможном использовании в разных областях медицины – от онкологии до косметологии. Я думаю, что яд гадюки позволит сделать ещё немало открытий.

Вообще, я думаю, что популяция гадюк – это национальное богатство России, наш возобновляемый, в отличие от нефти и газа, ресурс. В будущем мы опять вернёмся к практике его повсеместной промышленной заготовки, и я надеюсь, что он станет одной

Беседовал Алексей Марков