Читай онлайн

Архив номеров

  • ЕТК
  • Московская оконница
  • размещение рекламы на сайте в Егорьевске

Фоторепортажи

Фотоархив

Последние фоторепортажи

Последние комментарии

Категории публикаций

ИЗ ИСТОРИИ ТРОИЦКОГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО МОНАСТЫРЯ В ШУВОЕ

из истории троицкого старообрядческого монастыря в шувоеПосле раскола Русской православной церкви, который случился во второй половине 17 века, многие стойкие приверженцы старой веры, прячась от властей, находили прибежище в шувойских лесах. Так, достоверно известно, что как минимум в течение двух столетий недалеко от самого села Шувое существовало монашеское поселение, известное как «кельи», куда местные жители приносили еду своим собратьям по старой вере. Это был настоящий старообрядческий монастырь, информацию о котором среди чужих людей не принято было распространять.

из истории троицкого старообрядческого монастыря в шувое

Посёлок Шувое находится на окраине исторической области Гуслицы, населённой старообрядцами. Однако географическая периферия не всегда совпадает с периферией духовной. Во всяком случае, Шувое, расположенное в стороне от важных торговых путей, многие годы было важным центром старообрядческой культуры, в особенности книгописания. Так что место для монастыря было выбрано старообрядцами не случайно.

Письменных сведений об этом монастыре сохранилось мало. Они сообщают, что основали Троицкий шувойский монастырь иноки-старообрядцы, бежавшие из Москвы. С собой они привезли «передвижную церковь», а на месте выстроили молитвенный дом. Под передвижной церковью, скорее всего, понимался церковный иконостас и богослужебные предметы. В монастыре не было своего постоянно проживающего священства, но странствующие старообрядческие священники периодически посещали монастырь и служили литургии. Время их посещения хранилось в строгом секрете, так как именно они были главным объектом преследования властей. Церковные книги, когда не использовались, хранились в специальном тайном укрытии в глубине леса. Наибольшее количество монахов (до 50) проживало в монастыре на рубеже 17 и 18 веков. Затем их количество уменьшилось, и Троицкий шувойский монастырь своими размерами стал больше напоминать скит.

из истории троицкого старообрядческого монастыря в шувое

Крестный ход к «кельям» в Шувойском лесу повел сам Митрополит Московский и всея Руси Корнилий.

В 1840-х годах Троицкий старообрядческий монастырь в Шувое привлёк внимание царской полиции. Одно из полицейских дел, сохранившихся в архивах, было возбуждено по инициативе самого генерал-губернатора столицы и называлось «О расследовании по поводу раскольнических келий в деревне Шувое на земле принадлежащей крестьянину Лаврентию Егорову». Для следствия по этому делу из Москвы в Шувое приезжал специальный полицейский чин, который обнаружил в лесу бревенчатую избушку и летнюю постройку, напоминающую сарай. И в избушке и в постройке находились многочисленные церковные книги и богослужебные предметы. В лесу были пойманы два отшельника, которые оказались крестьянами Сидором Григорьевым и Иваном Денисовым. Вместе с собственником земли Лаврентием Егоровым они были арестованы. В ходе полицейской операции все лесные постройки были разрушены, а книги, иконы и богослужебные предметы - конфискованы.

В 1870-х годах полиция опять обращает внимание на Шувое. Местный полицейский надзиратель пишет в Москву о том, что в шувойском лесу появились раскольники, называющие себя монахами, и что эти монахи даже устроили кладбище. Прибывшая на место в мае 1847 году полиция обнаружила в лесу, между деревнями Шувое и Равенская, целое поселение, состоящее из рубленых келий, пригодных для круглогодичного проживания. Там же было обнаружено огороженное кладбище с 26 ухоженными могилами. В одной из них, согласно надписи, покоился сам умерший в 1852 году бывший хозяин данного лесного участка Лаврентий Егоров, арестовывающийся ранее полицией за укрывательство на своей земле монашествующих старообрядцев.

В кельях полиция застала пятерых человек, которые назвали себя монахами. Четыре из них носили клобуки. Один был в обычной крестьянской одежде. История сохранила их имена – Монах Иосиф 84 лет (в миру Иван Фадеев), монах Илия (Исидор Желтов) 70 лет, монах Лаврентий (Лукьян Евстигнеев), монах Гавриил (Егор Матвеев) 25 лет, Николай Барахов 25 лет. Полиция узнала, что в монастыре был ещё старец Моисей, но найти его не смогла.

Все арестованные показали, что пришли в Шувое спасаться, причём большинство прибыли из дальних мест. Задержанные полицией монахи к моменту ареста прожили в шувойском лесу от 6 до 10 лет.

из истории троицкого старообрядческого монастыря в шувое

Шувойские старообрядцы. Фото 1950-х годов из семейного архива о. Алексея Михеева.

Существование старообрядческого монастыря нарушало законы Российской империи. Полиция конфисковала все книги и прочее имущество и во второй раз снесла постройки.

С Шувойским монастырём связаны местные легенды и предания. Одна из них гласит, что монастырь возник до того, как возникло само поселение Шувое. Согласно другой легенде – монахи поселились между деревнями Шувое и Равенской не случайно. В Равенской проживало много колдунов, которые своей чёрной магией доставляли шувойцам немало проблем. Монахов же пригласили, чтобы те своими молитвами разрушали злые чары, отчитывали одержимых, лечили больных.

Полицейские экспедиции 19 века, и даже гонения на религию первых лет советской власти не смогли искоренить шувойский монастырь. Он упрямо возрождался. Достоверно известно, что он существовал и в 1920-х, и в начале 1930-х годов. В последние годы своего существования монастырь представлял собой группу келий, разбросанных в лесу. В кельях раздельно проживало 6-8 человек обоего пола. Женщины готовили еду, стирали и ремонтировали одежду. Мужчины выполняли тяжёлую работу. Местные жители считали своей непременной обязанностью помогать монашествующим продуктами. На территории монастыря был колодец. Местные жители ходили к нему за водой. Хорошие отношения монашествующих и шувойцев-мирян объяснялись не только тем, что и те и другие исповедовали одну, старую веру. Среди монашествующих были и местные жители, решившими принять постриг на закате своей земной жизни.

Последней из шувойских монашествующих принято считать схимонахиню Назарету, которая скончалась в 1948 году. Её прах покоится на шувойском кладбище. В 1990-х годах над могилой последней шувойской инокини по личному указанию Митрополита Русской Православной Старообрядческой церкви Алимпия был установлен крест.

из истории троицкого старообрядческого монастыря в шувое

На памятном кресте, установленном на месте Шувойских келий, сделана надпись: «На сем месте располагался монастырь-скит и кладбище иноков подвижников, православных христиан старообрядцев в 17-20 в.». Памятный крест на месте бывших келий был установлен силами Шувойской старообрядческой общины

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ

Иван Григорьевич Сисин, родился в Шувое в 1930 году:

- Кельи я помню хорошо, бегал сюда в лес играть, когда мне было лет семь. Это были полуземлянки. В одной из них я видел колодец и висящую лампадку. Ещё было бревенчатое строение, типа амбара или сарая. Был пруд, в котором я тогда купался. Монахов в то время, а это был примерно 1937 год, в лесу уже не было. Кладбище их тоже было разорено, валялись разбитые надгробья белого камня. Надгробья были красивые, со старинными надписями, на одном, помню, был изображён ангел.

из истории троицкого старообрядческого монастыря в шувое

Вскоре в эти мета повадились ходить некоторые местные жители, копать могилы. Искали золото, якобы спрятанное монахами. 

Антонина Ивановна Сисина, жительница посёлка Шувое:

- О кельях я слышала от своей бабушки Домны Амосовны Пряхиной, которая умерла в 1976 году в возрасте ста лет. Бабушка говорила, что видела сама, как жили здесь иноки и инокини, в «пещерах». Хоронили они своих покойников там же, в лесу, на собственном кладбище.

ПОСЛЕ 53-ЛЕТНЕГО ПЕРЕРЫВА ГУБИНСКУЮ ИКОНУ ВНОВЬ ПРОНЕСЛИ КРЕСТНЫМ ХОДОМ ЧЕРЕЗ ШУВОЕ

30 июня по главной улице посёлка Шувое было прекращено всякое автомобильное движение. Те из шувойцев - последователей старой веры, кто не успел ранее прийти в Троицкий храм, в спешке надевали белые платки и праздничные рубашки, чтобы присоединиться к красочной процессии. В этот день крестный ход, как и много лет назад, прошёл через весь посёлок к лесной поляне, где в старину стояли монастырские кельи.

из истории троицкого старообрядческого монастыря в шувое

Впереди процессии, за старинными хоругвями, несли местнопочитаемую икону божьей матери губинской.

из истории троицкого старообрядческого монастыря в шувое

ГУБИНСКАЯ

История Губинской иконы, рассказываемая стариками, такова. В селе Губино был храм. Захотели прихожане этого храма, чтобы был у них образ Божьей Матери. Собрали деньги, но только иконописца в своём селе у них не нашлось. Тогда послали двух мужиков с деньгами походить по округе и найти того, кто взялся бы выполнить заказ. Пошли мужики лесом и в самой чаще неожиданно встретили незнакомого старичка. Тот стал расспрашивать о том, куда они идут, и, узнав о цели их путешествия, велел никуда не ходить, а прийти на это же самое место в лесную глухомань ровно через год, день в день, час в час. Послушались мужики, вернулись домой. А через год пришли на намеченное место, как было им назначено. Ждали старичка до самого вечера, уж думали, обманули их. Но ближе к вечеру появился старик, возник как будто ниоткуда. А в руках у него был прекрасный образ Владычицы Небесной. Отдал образ прихожанам и исчез. Принесли икону мужики в село, сбежался народ… Посмотрели, выслушали историю и решили, что писал эту икону не иначе как сам ангел небесный. С тех пор стала Губинская икона почитаться во всей этой части Гуслиц. Стали её просить из других сёл и деревень на молебны и на крестный ход. Тогда установили губинцы, кому и когда будут они икону отдавать. В Шувое было решено отдавать раз в год, 30 июня. Так и повелось, 30 июня приносить образ Губинской Божьей Матери в Шувое и носить по селу… В 1920-е и 1930-е привозили икону тайно, прятали в телеге с сеном. Боялись, что отнимут местные коммунисты по дороге через лес. А в 1959-м, во время хрущевских гонений на религию, запретили вообще иконы носить по улицам поселка. Так и пресеклась эта традиция, чтобы вновь возродиться в нынешнем, 2012 году.

из истории троицкого старообрядческого монастыря в шувое

КЕЛЬИ 

Кельями в Шувое называли и называют место в лесу, недалеко от посёлка, где до 30-х годов жили монашествующие старообрядцы. Туда 30 июня и направился крестный ход, собравший около двух с половиной сотен шувойцев и гостей, сьехавшихся в этот день на праздник. Там, на песчаной горе, среди сосен был установлен памятный крест в память иноков и инокинь, пришедших много лет назад в эти места спасать свои души и хранить в незыблемости и чистоте каноны старой веры.

Водосвятный молебен на памятном месте отслужил Высокопреосвященнейший Корнилий, Митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой церкви.

На службе также присутствовал Преосвященный Евмений, епископ Кишенёвский и всея Молдавии.

из истории троицкого старообрядческого монастыря в шувое

Христина РОДИНА, жительница города Орехово-Зуево:

- Летом мы отдыхаем в Устьяново, ходим в тамошнюю церковь. В Шувое на службах тоже бываем часто, но в это место, к скитам, приехали с дочкой Никой в первый раз. Здесь очень красиво, будем теперь сюда приезжать, погулять в лесу и помолиться.

5 Июл 2012

комментировать

Комментарии и отзывы

Здесь пока никто ничего не писал...

Оставить отзыв:




Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами публикации данного сайта: ознакомиться с правилами.

Идет отправка комментария
  • Дом кровли
  • Три опоры
  • Дворец спорта

Опрос

  • Соц3