Читай онлайн

Архив номеров

  • ЕТК
  • Московская оконница
  • размещение рекламы на сайте в Егорьевске

Фоторепортажи

Фотоархив

Последние фоторепортажи

Последние комментарии

Категории публикаций

ЗА КАДРОМ: по случаю праздника Егорьевское телевидение раскрыло часть своих секретов

№47 от 21 ноября 2012 года

Признаюсь честно: я, корреспондент печатного СМИ, телевизионщикам всегда втайне завидовала. Приехали, сняли – видеоряд всегда красноречивее любых слов, и выдумывать ничего не надо, начитали коротенький закадровый текст – и свободны. Никаких тебе бессонных ночей и слезящихся от компьютера глаз. Так было ровно до тех пор, пока накануне Всемирного дня телевидения и дня рождения телекомпании «Егорьевск ТВ» я не побывала в редакции Егорьевского телевидения и собственными глазами не увидела того, что обычно остается за кадром.

ФАБРИКА ЗВЕЗД

Если театр начинается с вешалки, то телевидение – с режиссера. Акильева Елена – режиссер, редактор, а иногда и диктор в одном лице. Можно было бы написать, что на Егорьевском телевидении она с первого дня, но это будет неправдой. На самом деле работать Елена начала еще задолго до официальной даты его основания: лицензию получили 15 ноября 2000 г., но почти год до этого она и несколько единомышленников-энтузиастов пытались что-то делать на дому – учились, осваивали компьютерные программы и технику, набивали шишки…

Помимо основных обязанностей, Елена Акильева была вынуждена взять на себя еще и функции наставника для молодых кадров. За эти годы воспитала не один десяток профессионалов, которые разлетелись по центральным телестудиям или ушли на вольные хлеба:

 - Люди приходят к нам практически с улицы, без образования, без опыта работы. Я показываю, рассказываю, учу, вкладываю силы и время, отдаю частичку души, а в итоге – едва-едва у человека начинает что-то получаться, он тут же начинает смотреть в сторону Москвы. В результате он уходит, а мы вновь остаемся с вакантным местом… Разумеется, это очень обидно. А впрочем, давайте не будем с утра о проблемах…

Действительно, утро на телевидении – не время для рефлексии. Ежедневный формат вынуждает постоянно держаться в тонусе: расслабляться некогда. Война, цунами, ураган – не важно, ровно в 20.00 новостная программа «Егорьевск сегодня» должна выйти в эфир.

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ НОВОСТЬЮ И ПИРОЖКОМ

Работа над вечерним выпуском новостей начинается с планерки. То есть так должно быть в теории. На самом же деле коллектив маленький, работают все давно, поэтому все сотрудники «ЕТВ» и без напоминаний знают, что в данный момент важнее всего:

- Поэтому обычно я просто обхожу всех с утра и выясняю, кто чем сегодня занимается и что планирует сегодня закончить, - объясняет Елена Акильева. - Как правило, каждый корреспондент работает над несколькими проектами: есть темы «долгоиграющие», которые делаются в течение нескольких дней – нужно отснять множество разных мест, разных людей и т.д. Есть такие, которые делаются в один присест и привязаны к какому-то конкретному событию или дате. Плюс каждый день нам приходит внушительное количество всяческих приглашений, пресс-релизов, писем от зрителей, и нужно выбрать из них наиболее важные, потому что тем и мероприятий много, а съемочных групп в лучшем случае две.

Часам к 11 утра начинает вырисовываться картинка: какие сюжеты, в каком количестве и на какие темы будут готовы к концу дня. Можно планировать вечерний выпуск. Но и тут есть целый ряд нюансов. То, что сюжет готов, еще не значит, что он обязательно выйдет в эфир. Причин тому – масса. Например, в день моей импровизированной экскурсии на «ЕТВ» получилось следующее. Корреспондент Виктория Арнаут со съемочной группой собиралась на открытие Завода строительных материалов, и с самого начала было понятно: на сколько ни затянулось бы мероприятие, сюжет о нем должен быть показан либо сегодня, либо никогда. Потому что завтра в эфир выйдет передача «Деловой Егорьевск» с подробным рассказом о том же заводе, и если после этого его еще и в новостной программе покажут, получится масло масляное. А откладывать на послезавтра тем более нельзя, потому что новости, как и пирожки, подавать нужно горячими.

Елена КРЫНИНА, корреспондент:

— Со стороны кажется, что все люди только и мечтают «попасть в телевизор». На самом деле многие нас боятся, как огня. Это в газете можно позвонить по телефону и после написать «по словам Ивана Ивановича…» А нам нужна картинка, и тут возникает целая куча проблем: кто-то считает, что сегодня плохо выглядит, на кого-то камера действует, как гипноз – человек начинает заикаться, краснеть и бледнеть, но чаще всего люди попросту избегают встречи, потому что понимают: мы не только хвалебные оды поем, но и пытаемся решить острые проблемы, разобраться в спорных вопросах, а значит, будем задавать «неудобные» вопросы. Приходится звонить, уговаривать, уламывать, рассыпаться в комплиментах, даже на хитрости порой идти…

Еще одна большая проблема маленького городка – рутина. Событий-то вокруг много, но большинство из них, может быть, очень важные, но не очень зрелищные. Всевозможные заседания, отчеты, совещания и пр. Рассказывать о них нужно, но как? Если на протяжении пяти минут в кадре будет только «говорящая голова» - стоящий за трибуной человек, монотонным голосом перечисляющий какие-то цифры, среднестатистический зритель переключится на другой канал, не досмотрев и до середины.

Виктория АРНАУТ, корреспондент:

 - Универсального рецепта «как сделать интересный сюжет» нет. Есть, конечно, какие-то классические приемы, но на то они и классические, что про них все знают, все пользуются, и в результате они быстро приедаются. Вот потому журналистику и называют творческой профессией, что каждый раз приходится что-то выдумывать. Допустим, идет какое-то скучное, долгое совещание на тему дорог – все сидят за столом и что-то обсуждают. Тема очень актуальная, но в таком формате никто этот сюжет смотреть не будет. Но можно взять это совещание только в качестве отправной точки – дать картинку и озвучить несколько наиболее значимых фактов, а дальше снимать уже сами дороги, комментарии чиновников, разговаривать с людьми на улицах. В итоге получим динамичный и в то же время злободневный сюжет.

СЕКРЕТ ПЕРВЫЙ: Избегать самых простых решений

Корреспондент Виктория АРНАУТ и оператор Антон НЕТРЕБА.

Съемки репортажа с открытия ЕЗСМ

СЕКРЕТ ВТОРОЙ: Не искать легких путей

В полдень в редакции «ЕТВ» практически пусто. Корреспонденты и операторы разъехались на съемки, зато есть время поговорить с монтажерами. Сейчас в их комнате с грозной надписью «Посторонним вход категорически запрещен» относительно спокойно: ребята работают над «долгоиграющими» проектами. Монтируя документальные фильмы и авторские программы, можно позволить себе роскошь поработать «с чувством, с толком, с расстановкой». После обеда, когда начнется монтаж вечернего выпуска новостей, работать придется с предельной скоростью, но желательно все с тем же чувством.

- Нас часто называют техническим персоналом, но на самом деле от монтажа зависит очень и очень многое, - объясняет самый опытный монтажер «ЕТВ» Денис Титов. Попутно он демонстрирует мне один и тот же отрывок, но в цветном и черно-белом вариантах: молодой человек на инвалидной коляске едет по мосту в Воскресенске. Впечатление действительно меняется на прямо противоположное: в первом случае он – победитель, преодолевший и себя, и трудности жизни, во втором кажется, что он едет топиться.

Денис ТИТОВ, монтажёр:

– Я корреспондентам всегда говорю: ребята, я ваш первый зритель. Это вы там были, все видели и все понимаете. А я смотрю материал первый раз, поэтому понимаю, какое впечатление получат зрители. Недавно Вика Куликова попросила вставить в сюжет красивый общий план. Я вижу, что он действительно красивый – небо, осень и все такое, но что именно происходит в кадре, мне, стороннему наблюдателю, совершенно непонятно. И таких примеров много можно приводить. Да, в монтаже существуют классические общепринятые правила – крупный план нельзя ставить после общего и так далее, но лично у меня правило одно: нет никаких правил! Можно делать все то, что делает сюжет интересным и помогает донести до зрителя главную мысль.

СЕКРЕТ третий: Зацепить так, чтобы никто не убежал

Казалось бы, пока съемочные группы не вернулись в редакцию, начать делать вечерний выпуск невозможно. Оказывается, это одно из глубочайших заблуждений. Одна из первых и чуть ли не самых главных задач корреспондента – едва приехав на мероприятие, желательно еще до начала официальной части отзвониться редактору и надиктовать «подводку». Так на профессиональном сленге телевизионщиков называют слова диктора, которые предшествуют самому сюжету. Мне со своим опытом работы в печатном издании крайне сложно представить, насколько важны эти два-три коротеньких предложения.

Елена АКИЛЬЕВА, редактор и режиссер:

— Если мероприятие проходит после обеда, я прошу корреспондента с утра позвонить организаторам и хотя бы приблизительно выяснить суть, чтобы написать подводку заранее. Потому что если часов до четырех вечера у меня не будет подводки, сюжет, каким бы гениальным и суперинтересным он ни был, в эфир не пойдет. Дело в том, что выпуск новостей нужно «надикторить» - записать слова диктора, порезать их на кусочки и смонтировать каркас будущей передачи: приветствие, подводка к первой новости, пустое место для сюжета, подводка второго сообщения и так далее. Это довольно кропотливый труд, и откладывать его на последний момент нельзя. Новости выходят в восемь вечера, поэтому в шесть записывать диктора уже поздно.

А теперь вспомните, сколько раз вы, занимаясь вечером привычной «бытовухой», вдруг улавливали краем уха слова диктора и прямо так, с недомытой тарелкой в руках, бежали к телевизору и, не моргая, смотрели сюжет про какую-нибудь выставку экзотических тушканов в деревне Усть-Кирдык, которая к вашей системе жизненных ценностей не имеет совершенно никакого отношения? Вот именно для этого и нужна хорошая подводка – зацепить внимание потенциального зрителя, тогда как задача самого сюжета – это внимание удержать. Если ничего не зацепилось, то и держать будет нечего. Сколько человек будут смотреть сюжет, анонсированный как «стартовал очередной этап пенсионной реформы»? Нисколько, потому что реформы давно надоели, и в них мало кто верит. А сколько, если в подводке заявить, что «в России могут повысить пенсионный возраст?» Да все! И пусть на деле окажется, что это один неумный человек предложил этот возраст повысить, а девять умных его давным-давно переубедили, так что вопрос закрыт (если что - ситуация чисто гипотетическая, выдуманная автором текста и исключительно в качестве примера).

Но подводка должна быть не только яркой и интересной. Есть еще целый ряд нюансов. Во-первых, она должны быть предельно простой. Это в газете можно себе позволить предложения, подобные этому, - длинные, сложносочиненные, с деепричастными оборотами, изобилующие знаками препинания (то есть интонационными ударениями) и с несколькими смысловыми центрами. На ТВ это недопустимо, поскольку такие фразы совершенно не воспринимаются на слух. Во-вторых, в предложениях не должно быть труднопроизносимых звуковых сочетаний. А сочетать лаконичность, простоту и выразительность на самом деле очень сложно.

Уже написанную корреспондентом и откорректированную редактором подводку каждый диктор переделывает под себя. Репетирует, выясняет ударения и произношение сложных слов. Главред Елена Акильева в этом вопросе крайне щепетильна: очень редко, но бывало и такое, что из-за одного слова с неправильным ударением с эфира снимали целый сюжет. В маленьком городе, где все всех знают и всё у всех на виду, держать планку нужно особенно высоко.

СЕКРЕТ четвертый: Кукушка кукушонку купила капюшон

Чаще всего ведущей выпуска новостей (так официально называют диктора) выступает Елена Крынина. Но иногда за дикторский столик садится и сама Елена Акильева:

 - Лена в первую очередь корреспондент, именно в таком качестве она изначально пришла к нам, поэтому, если в выпуске есть ее сюжет, диктором работаю я.

Елена Крынина действительно пришла на «ЕТВ» в качестве корреспондента, поэтому дикторство далось ей не сразу. Как героине Муравьевой из «Карнавала», приходится по вечерам перед зеркалом проговаривать скороговорки, ставить интонацию и речь. А недавно пришлось даже имидж радикально сменить: сделать короткую стрижку, потому что длинные волосы в кадре «не смотрелись».

Елена КРЫНИНА, корреспондент и ведущая программ:

— Это только кажется, что в работе диктора все просто – наговорил текст и иди домой. Но мне, например, это очень тяжело дается. Я эмоциональный человек и в кадре обычно активно жестикулирую, много двигаюсь, размахиваю руками, а тут это недопустимо. Но и в безучастную статую, у которой только губы шевелятся, превращаться тоже нельзя.

Телезрители обо всех этих сложностях, разумеется, знать не должны. Как не должны они знать и о том, что у симпатичной, стильно одетой девушки одежда на спине стянута прищепками. В магазинах – спонсорах выпуска новостей - 42 размер одежды встречается крайне редко, вот и приходится создавать себе лишние сложности в дополнение к имеющимся.

Зато роль диктора в глазах зрителей, напротив, часто весьма преувеличена. Доходит до смешного: однажды по звонку жителей съемочная бригада приехала в одну деревню разбираться в какой-то проблеме. Машину с надписью «телевидение», естественно, пришли чуть ли не всей деревней встречать, но когда из нее вышли корреспондент с оператором, люди аж в лице поменялись: «А Ира Мишина где? Мы думали, она приедет…» Ирина Мишина до недавнего времени была диктором новостной программы, и люди были абсолютно уверены, что это она одна всю программу и делала.

СЕКРЕТ пятый и главный: Команда

Вернувшись в редакцию, корреспонденты начинают работать непосредственно над сюжетом. И тут начинается самое интересное – во-первых, нужно уместить два-три часа мероприятия в короткий трехминутный ролик, при этом никого и ничего не забыв, а во-вторых, сделать это с учетом имеющихся исходных данных.

Это в газете можно уже после события куда-то позвонить, что-то доспросить, додумать, дописать, а на ТВ что снято – то снято, обратно уже не переиграть. Корреспондент может уже придумать концепцию будущего сюжета, даже текст написать, а при просмотре отснятого материала окажется, что в самый важный момент – когда какой-нибудь высокий чиновник произносил очень важные слова, вокруг которых и выстроен весь сюжет, – кто-то пробежал между камерой и сценой, и использовать этот момент совершенно невозможно. Так было, например, когда в Егорьевск приезжал тогда еще губернатор Шойгу – во время посещения предприятий ходил он быстро, в окружении многочисленной «свиты», периодически заглядывал в какие-то закрытые для посторонних помещения, так что основная часть отснятого видеоряда пришлась на музей. А накладывать закадровый текст об инвестициях, развитии и прочих важных вещах на картинку пусть и замечательной, но мало имеющей отношения к экономике музейной посуды как-то неправильно. Пришлось выкручиваться. Как именно, телевизионщики не говорят – они и так слишком много профессиональных секретов раскрыли, но факт есть факт: зрители никаких накладок в сюжете не заметили.

Андрей КУНГУРЦЕВ, оператор:

— Работа оператора – это, с одной стороны, свобода творчества, с другой – взгляд на 360 градусов вокруг и немножко в будущее. Надо видеть то, что происходит и в кадре, и вокруг, и даже за спиной, уметь предвидеть, где и в какой момент произойдет что-то важное, и оказаться там чуть-чуть раньше. Плюс постоянное взаимодействие с корреспондентом. Лена Крынина, например, всегда четко знает, из чего будет состоять сюжет, и просит снимать конкретные вещи; Вика Куликова, наоборот, просит снимать все, после в редакции отсматривает материал и выбирает нужное. Ну и свой собственный взгляд на происходящее тоже, безусловно, важен.

Собственный взгляд – это умение видеть то, на что обычно люди внимания не обращают: говорящие детали, эмоции, жесты. Чем больше таких кадров будет в распоряжении монтажера, тем выразительнее и яснее выйдет видеоряд. Банальный пример: в первом кадре некий чиновник вещает с трибуны о каких-то серьезных вещах, во втором – зевающий человек в зрительном зале. И не важно, что зевает он просто потому, что не выспался, для зрителя впечатление будет однозначным. И совсем другое дело, если вторым кадром пойдет картинка заинтересованного, что-то сосредоточенно записывающего человека.

После этого назвать оператора простым исполнителем, безучастно фиксирующим на камеру происходящее, язык не поворачивается. И этот коротенький, максимум трехминутный сюжет, который и в эфир-то выходит всего несколько раз, включая утренний повтор, есть результат сложного, но слаженного труда трех человек – корреспондента, оператора, монтажера, каждый из которых старается максимально хорошо делать свою часть работы, оставаясь при этом членом команды, возглавляет которую директор В.И. СОКОЛОВ. Команды, вся работа которой подчинена одной-единственной цели: чтобы сегодня вечером, ровно в 20.00, с экранов телевизоров снова прозвучали слова: «Здравствуйте. В эфире информационная программа “Егорьевск сегодня”».

И чтобы никому даже в голову не пришло, что у оператора прямо на съемке сломалась старенькая камера, что диктору велик пиджак, а у корреспондента дома проблемы и «держать лицо» ой как тяжело. Зрителям все это знать не обязательно.