Читай онлайн

Архив номеров

  • ЕТК
  • Московская оконница
  • размещение рекламы на сайте в Егорьевске

Фоторепортажи

Фотоархив

Последние фоторепортажи

Последние комментарии

Категории публикаций

ТОПОРНАЯ РАБОТА. Почему богатство обходится так дорого

№14 от 3 апреля 2013 года

Лес – наше богатство. Так нам еще в детстве говорили, и так действительно раньше было. Вплоть до 2007 года наши леса, по заявлениям экспертов, были на 70-80% самоокупаемыми.  А потом появилась новая редакция Лесного кодекса, закон о противодействии коррупции, да еще погода сюрпризы преподносит – то засуха, то ледяной дождь, то короед нападет. В результате сегодня наше богатство является  на те же 80-90% дотационным. Только на борьбу с короедом на этот год и только в Московской области правительство выделяет 1 миллиард рублей. Что за проблемы мешают лесному хозяйству нормально функционировать, а людям спокойно ходить по грибы-ягоды без риска поломать ноги в сплошном буреломе и заблудиться на заросших просеках? В преддверии сезона активного «лесопользования» разобраться в этом пытался корреспондент «ЕК».



ПРОБЛЕМА №1: КОРОЕД
Суть: пандемия короеда вследствие засушливого лета 2010 г. Вторым фактором, способствовавшим размножению вредителя, стала сильная захламленность лесов в результате ветровала и естественного старения деревьев. Лесной кодекс в редакции 2007 г. отнес все подмосковные леса к категории защитных, запретив тем самым любые вырубки, в том числе перезрелых и больных деревьев. После 2010г. необходимость в поправках к действующему законодательству стала очевидной, но принимаются они медленно. Короед же, напротив, действует быстро: цикл развития особи от яйца до взрослого насекомого занимает всего 70 дней. По оценкам специалистов, жуком-типографом заражены от четверти до трети подмосковных ельников.

Сделано: минувшей зимой Егорьевским филиалом ГКУ МО «Мос-обллес» было обследовано 316,2 га леса на предмет заражения короедом. Это ровно 0,8% от общей площади наших лесов. С учетом предыдущих обследований, в Егорьевском районе короедом заражен лес на территории 892 га (данные на 21.03.2013). В текущем году вырублены будут 286 из них (200 га – сплошные санитарные рубки, 86 га – выборочные). Еще на 27 гектарах планируется установить феромонные ловушки – специальные емкости с капсулами сильнопахнущего вещества. Судьба еще пятисот с лишним гектаров зараженного леса (892 минус 286 и минус 27) не уточняется. В настоящий момент рубки ведутся в Поминовском, Пригородном, Юбилейном, Егорьевском, Лелечинском и Чернолесском участковых лесничествах. 

Надо сделать:
для начала надо понять: 892 га – это не значит, что короедом заражено лишь 2 с небольшим процента наших лесов. Это значит, что столько лесов ОБСЛЕДОВАНО на предмет заражения. Грубо говоря, до остального руки, а точнее ноги лесопатологов пока не дошли. Специалисты эти вообще крайне редкие и дефицитные: их в Подмосковье в четыре раза меньше, чем нужно («Российская газета» от 31.10.2012). Это значит, что, во-первых, необходимо ускорить работу по обследованию лесов, во-вторых – решить вопрос с вырубкой. Сейчас в области разрешены лишь санитарные рубки, но если рубить только тот лес, что уже погиб, снежный ком будет расти. Если заражено почти 900 га леса, а вырубить только 300, останется еще 600. Пара сотен жуков убивают здоровое дерево за месяц, после этого перебираются на другое. Сезон активности длится примерно с апреля по сентябрь, то есть за полгода колония сожрет 5-6 деревьев, и еще столько же раз принесет потомство. Во что в результате этой геометрической прогрессии превратятся оставшиеся 600 гектаров всего через год, не хочется даже думать.
Прервать цепочку можно, если короеду просто некуда будет расселяться. Особенно уязвимы для него старые («перестойные» на языке лесников) деревья. А таковых в области – четверть от общего числа (по данным сайта Комитета лесного хозяйства МО). Подмосковный лес так долго никто не рубил, что он просто напросто перерос – отсюда болезни, отсюда сухостой и бурелом. В конце концов, вырубка перестойного ельника целесообразнее еще и по экономическим соображениям: старая, но здоровая древесина стоит дороже, чем изъеденная короедом, которая, кроме как на опилки, уже никуда не годна. А лес, как известно, «наше богатство» - он должен приносить деньги, а не высасывать их из бюджета. Для справки: только в этом году на борьбу с короедом область истратит 1 млрд. рублей.

цитата
Андрей Воробьев, 17 декабря 2012 г. на встрече с представителями лесного хозяйства, научных и общественных
организаций по вопросам лесного хозяйства.
«У нас в Подмосковье 2 млн гектаров лесов. Это наши легкие, наша экология. Часто простые обыватели, не академики, относятся к рубке леса крайне настороженно. Некоторые экологические организации спекулируют на этом. Нужно объяснить, что без этих работ лес погибнет. Есть только один способ не допустить гибели лесов - это своевременная рубка и высаживание новых саженцев».



ПРОБЛЕМА №2:  НЕПОВОРОТЛИВОСТЬ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ МАШИНЫ
Суть: федеральный закон за номером 94-ФЗ от 21.07.2005 г. Согласно ему, госучреждения обязаны определять исполнителя тех или иных работ посредством проведения торгов. Применительно к лесу долгое время это выливалось в огромные потери времени: в марте объявляют торги, в апреле дачники начинают жечь листья, огонь уходит в лес, к июню все полыхает, а торги все еще идут, потому что по закону должны два месяца длиться. При этом единственным критерием победы на торгах является низкая цена, поэтому зачастую конкурсы выигрывали организации из серии «Рога и копыта» с тремя таджиками в штате и одной сломанной бензопилой на всех. А пока аннулировались результаты предыдущих торгов и объявлялись новые, лес тушили МЧС, волонтеры и сельские жители.

Сделано: в 2011 году было создано Федеральное бюджетное специализированное учреждение «Центрлес». Отныне и впредь тушением лесных пожаров занимается именно оно, и безо всяких конкурсов. В этом году сделан следующий шаг на пути к здравому смыслу. 26 февраля 2013 г. Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому «единственным поставщиком услуг по проведению санитарных рубок и воспроизводству лесов на территории Московской области на 2013 год» является ГАУ МО «Центральное лесохозяйственное объединение». Проще говоря, конкурсы на вырубку, уход, посадку лесов и т.д. тоже ушли в прошлое.

Надо сделать: хоть это и противоречит рыночным законам, государству необходимо вмешаться не только в правоотношения «заказчик – исполнитель», но и «покупатель – продавец». Современные технологии позволяют пускать в производство древесину даже самого низкого качества, но на тот же «Кроношпан», к примеру, сырье везут со всех регионов страны. Нормы действующего законодательства не позволяют обязать его закупать именно подмосковную древесину, поэтому без административного ресурса здесь не обойтись. По словам руководителя Рослесхоза Виктора Маслякова, «чтобы привести в порядок подмосковные леса в течение пяти-восьми лет, необходимо заготавливать в год до трех миллионов кубометров больной древесины». В сентябре прошлого года тогда еще губернатором Сергеем Шойгу было подписано соглашение с Группой компаний «Русский Биоуголь» о строительстве в Подмосковье заводов по производству пеллет из древесных отходов. Пеллеты – это древесно-угольные гранулы, представляют собой современное и высокоэкологичное топливо для котельных и ТЭЦ. Первые три завода начнут работать уже к концу этого года, всего их будет семь. Но даже после выхода на полную мощность все вместе взятые они смогут перерабатывать 2 млн. кубометров древесины в год. Вопрос: куда девать еще миллион?

ПРОБЛЕМА №3: ПОЖАРЫ, КОТОРЫЕ БЫЛИ
Суть:  летом 2010 г. центральную часть России охватили беспрецедентные по силе лесные пожары. К июню в Московской области был объявлен режим ЧС. В Егорьевском районе обстановка была особенно сложной, главным образом из-за обширной площади торфяных месторождений. Отдельные очаги пожаров в окрестностях пос. Рязановский фиксировались вплоть до ноября, огонь уничтожил 3000 га леса.

Сделано:
горельники постепенно расчищаются, на их месте высаживается молодой лес. В этом году планируется засадить саженцами 66,3 га лесов.
Но главным итогом «горячего лета-2010» стала масштабная программа по обводнению торфяников. К настоящему моменту обводнены почти 13,5 тысяч гектаров, в основном в районе поселка Рязановский, Радовиц и Верейки. На территориях заброшенных торфополей созданы современные гидротехнические сооружения, проложена сеть дорог. В текущем году планируется обводнить еще 2120 га, и на этом программа, рассчитанная на три года, завершится.

Надо сделать:
расчистить оставшиеся горельники. Больше всего участков, пострадавших от лесных пожаров, осталось в Радовицком лесничестве – около 500 га. Еще 400 гектаров горелого леса расположены в Лелечинском лесничестве и 30 –  в Пригородном.
Работа сложная и экономически совершенно неинтересная. Если три года назад остатки древесины еще можно было как-то использовать, то сейчас уже точно нет. Но без этого не получится посадить на выжженных участках новый лес.


На территории Егорьевского лесничества выделены 13 особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения, а именно: 12 заказников и 1 памятник природы.  Общая площадь их составляет 15,5 тыс. га, или 13,9% от всех лесов. Наиболее крупными являются:
- Памятник природы «Шалаховская колония серых цапель». Имеет научное, орнитологическое значение.
- Комплексный заказник «Урочище Торфоболото». Место гнездования и обитания редких водно-болотных птиц, животных и растений.
- Ботанический заказник  (206 га, Чернолесское участковое лесничество). Уникальный елово-широколиственный лес с подлеском европейских и других редких растений. Имеет научное, ботаническое значение.
- Ботанический мирмикологический заказник «Леса Куплиямского лесничества» (Куплиямское и Пригородное участковые лесничества). Место обитания редких растений и значительных колоний рыжих лесных муравьев.



ПРОБЛЕМА №4: ПОЖАРЫ, КОТОРЫЕ БУДУТ
Суть: Егорьевский район традиционно относят к числу наиболее пожароопасных в области. Даже в прошлом прохладном, дождливом и беспроблемном году мы лидировали по числу природных пожаров: у нас их было 10 на площади 4,85 га, в соседнем Орехово-Зуевском (он в этом непочетном списке стоит вторым) – вдвое меньше.

Сделано: в рамках подготовки к предстоящему пожароопасному сезону Егорьевским лесничеством запланированы следующие мероприятия:
- устройство минерализованных полос – 109 км
- уход за существующими минерализованными полосами – 119 км
- установка аншлагов – 196 шт.
- установка билбордов – 14 шт.
- устройство мест отдыха – 9 шт.
- установка шлагбаумов – 23 шт.
На 2013 год запланировано строительство пожарно-химической станции (ПХС) II типа в поселке Хорлово. Аналогичная станция уже второй год существует в районе Пичковой дачи. Однако обе зимы современная и недешевая пожарная техника, средства на закупку которой весьма щедро выделялись после пожаров 2010 года, простояла под открытым небом. Год назад на недопустимость подобного указал руководитель областного Комитета лесного хозяйства Е.С. Трунов. В связи с этим принято решение о строительстве в пос. Рязановский ангара для хранения техники.

Надо сделать:
как и полагается на войне, использовать все доступные средства. Совсем не секрет, что причина большинства природных пожаров – человеческий фактор. Гектары леса выгорают из-за одного окурка, выброшенного из окна машины, одной искры от бензопилы браконьера, одного недотушенного уголька из мангала подвыпившего шашлычника. Но таков уж характер русского человека, что шлагбаумы нам не помеха, а билборд и вовсе не указ. Зато наказание рублем действует на всех без исключения. В 2011 г. лесникам вновь вернули полномочия выписывать штрафы за незаконную вырубку, разведение костров и т.д. Однако на деле пользоваться этими полномочиями, о которых так долго просили, работники леса, не спешат. В частности, за весь 2012 год по всей области составлено всего 746 протоколов об административных правонарушениях и наложено штрафов на 2 с небольшим миллиона рублей (взыскана только половина). За нарушение правил пожарной безопасности привлечены к ответственности 28 (двадцать восемь) человек. Это в регионе с населением 20 миллионов…

Елена ЛЕЛИКОВА
lelikova@e-kurier.info