Читай онлайн

Архив номеров

  • ЕТК
  • Московская оконница
  • размещение рекламы на сайте в Егорьевске

Фоторепортажи

Фотоархив

Последние фоторепортажи

Последние комментарии

Категории публикаций

Гуслицкие орнаменты

№ 14 от 2 апреля 2014 г.


С недавних пор эти нарядные рисунки стали предметом изучения. По ним проводят конференции, пишут научные работы и даже защищают диссертации. Гуслицкая роспись известна сегодня далеко за пределами местности, где она создавалась.

В школьном музее
На плотной, чуть желтоватой бумаге – аккуратно выписанные крюки и текст. Слова можно разобрать, а вот знаки – только для посвящённых. Большинство страниц текста - в красном и чёрном исполнении, начало книги и глав – в ярком цвете. Краски не померкли с течением времени, золото орнамента горит в солнечных лучах.
Мы в музее Ильинской школы, рассматриваем старые рукописные книги и орнаменты в них. Школьные краеведы во главе с директором Юрием Карякиным могут рассказать многое о своих исторических изысканиях, показать найденные клады старинных монет, образцы медного литья, черепки древних амфор, но цель сегодняшнего нашего визита – певческие книги и гуслицкая роспись.

Звучащая книга
Певческие гуслицкие рукописи предназначались для богослужения. В них переписывались тексты песнопений в сопровождении особых музыкальных знаков - крюков, или «знамён». Названия многих певческих рукописей аналогичны названиям служебных книг - Октоихи, Ирмологии, Триоди, Праздники. Есть и специфические певческие типы книг, например, Трезвоны.
Система пения в средневековой Руси - по крюкам – отличалась от исполнения по нотам. Обучение было основано на послушании - от учителя к ученику. То, что осваивалось на слух, подкреплялось нотацией.

В этих крюках есть особая притягательность. Одни названия знаков чего стоят! Знак, выставлявшийся в начале песнопения, – «Параклит» – Святой Дух, символизировал призывание Святого Духа. Закреплял песнопение в конце – «крыж» (знак Креста). «Голубчик» (голубь) - знак восходящего мелодического движения, «два в челну» - знак покачивания голосом и т.п.
Книгу хочется не просто подержать в руках, рассмотреть рисунки и орнаменты, но и услышать, как она звучит.

Гуслицкий феномен
Почти во всех старообрядческих селениях Гуслицкого края были свои моленные. Жители сёл и деревень хорошо знали знаменное пение, пели на клиросе и, конечно, дома при молитве. Из среды таких людей и выходили переписчики певческих книг. Лучшими из них считались жители сёл Мисцево и Беливо. Книги создавались и в Куровской, Заволенье, Заполицах, Устьянове, Абрамовке, Степановке и т.д. Места переписывания совпадали с местами, где существовала роспись. Гуслицкие крюковые рукописи расходились по всей стране. Их популярности способствовала не только грамотность гуслицких писцов и сохранение пения «по крюкам», но и нарядное оформление.
Чем же примечательны гуслицкие орнаменты? Прежде всего – красками: синий цвет, голубой, розовый, бирюзовый, в сочетании с обильным золочением. Такого нет ни в одной из старообрядческих рукописных школ. Другая отличительная черта - цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для придания объёмов или при раскраске элементов украшений.
У инициалов (буквиц) – заглавной буквы в начале текста – пышный стебель-цветок вьюна, расположенный рядом с инициалом. Заставки и внутренняя часть букв, объёмных и широких, декорированы золотыми и цветными завитками орнамента.
Золото появляется в местной росписи примерно с середины XIX века, чаще всего вместо жёлтой краски. Заставки и инициалы становятся более торжественными.

 

Новая жизнь старого орнамента
В прежние времена гуслицкая роспись была сугубо книжной, по словам исследователей, нигде, кроме певческих книг, не встречалась. Сегодня книгописание кануло в Лету, а вот у орнамента, возможно, есть шанс на возрождение.
В настоящее время мастерству гуслицкой росписи обучают студентов в Московском областном колледже искусств и технологий (г. Егорьевск). Ирина Георгиевна Белова, преподаватель колледжа, разработала специальную программу.
Яркие цветочные мотивы, сказочные птицы теперь красуются не на листах книг, а на панно, плакетках, шкатулках, разделочных досках и даже на ткани. Вот уже пятнадцать лет преподаватель с учениками возрождают старинную роспись.
- Идея была не моя, - говорит Ирина Белова. – Директор Егорьевского музея Наталья Николаевна Артёмова передала нам фотографии рукописных книг, оформленных красивым орнаментом. Мы попробовали повторить элементы росписи с учениками восьмой школы, получилось. А теперь уже творим со студентами.
Самое сложное в гуслицком орнаменте, говорят, вовсе не штриховка кистью, а замысел рисунка и его композиция. Главное – придумать образ, подобрать краски, всё остальное – дело техники и навыка.

Гуслицкая роспись восходит к XVII столетию, происхождение её до конца не выяснено. Просуществовала эта роспись до XX века, когда рукописная книга была вытеснена печатной.


Гуслицкую роспись в егорьевском исполнении видели не раз в столице, куда на фестивали и конференции выезжали представители МОКИТ, в качестве признания успеха – грамоты, дипломы, грант. Довольно часто поступают предложения лиц от искусства, желающих заработать на уникальном орнаменте. Правда, за работу юным художникам предлагают чисто символическую плату.
Нет пока и достойного финансирования, отдельных мастерских. Сейчас роспись живёт во многом за счёт энтузиастов, которые изучают и возрождают старые орнаменты.

Из истории
Край старообрядческой культуры

Гуслицкая волость Богородского уезда Московской губернии, или просто Гуслица – старообрядческий край, который сыграл большую роль в сохранении и развитии древнерусской традиции. Этот регион стал главным книгописным центром Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища. Расцвет этого центра пришелся на XIX век.
Упорство последователей старой Веры помогло пронести им через годы и века древнее чтение, книги, обряды. Скрываясь от преследователей в лесах, «раскольники» брали с собой дорогие сердцу иконы, священные, дониконовские, книги. Они и послужили образцом для создания гуслицких рукописей.
- Гуслица поставляла по всей стране изумительные рукописные книги, главным образом певческие, украшенные красочным, с золотом, неповторимым орнаментом, - пишет в своём исследовании Юрий Александрович Карякин, краевед, директор Ильинской школы.

Елена Подтуркина,
кандидат искусствоведения:
- Это очень яркий, жизнерадостный орнамент, напоминающий, может быть, деревянную резьбу и имеющий точно выраженную народную основу. Через эти книги можно судить о том, каково было отношение гуслицких старообрядцев к богу. Бог не был для них враждебной, грозной силой, а был источником счастья, радости, умиротворения. Иначе не создавались бы такие жизнерадостные богослужебные книги.

Наша справка
Название «Гуслица» известно с первой половины XIV века, когда в духовной грамоте Ивана Калиты впервые упомянута эта волость. Центр её - село Гуслицы (ныне - Ильинский Погост), которое обязано именем реке, протекающей поблизости.
Гуслица простиралась на запад до селений Хотеичи и Бухоново, на восток до Малькова и Зевнева, на север до Куровской и Заволенья, а на юг - до Челохова и Жирова. Есть мнение, что северные границы волости заканчивались рядом с Ликином, на тот момент относившимся к Владимирской губернии.
В конце XVII века после стрелецких бунтов в Гуслицкие леса и болота бежали старообрядцы, спасаясь от гонений за веру. В дневнике игумена скита «Иосиф на камне» (скит находился недалеко от Мисцева) было написано: «Род гусляков древен и славен бысть, повёлся он от непокорных бояр и стрельцов». В Гуслицах грамотными были почти все крестьяне. Достигалось это тем, что в районе существовал не один десяток «самоходных» (то есть вольных, стихийных) школ.

Ирина МУХУТДИНОВА. Фото автора.

3 Апр 2014