Читай онлайн

Архив номеров

  • ЕТК
  • Московская оконница
  • размещение рекламы на сайте в Егорьевске

Фоторепортажи

Фотоархив

Последние фоторепортажи

Последние комментарии

Категории публикаций

В Егорьевском музее возрождают старинный промысел

№ 36 от 9 сентября 2015 г.

В рамках проекта с говорящим названием «Провинциальный
эксперимент» жителей Егорьевска обучают азам гуслицкой росписи



Егорьевский историко-художественный музей давно известен своим современным – как ни парадоксально звучит – взглядом на старину. Скучные экскурсии здесь умеют превращать в увлекательный интерактив, а застывшие экспозиции – в живой, меняющийся мир. Недаром выигранный почти десять лет назад (по итогам 2006 года) грант так и назывался – «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Провинция, за которую не стыдно

С тех пор перемены пошли одна за другой. Едва ли не каждый год – новый проект, новый конкурс, новая награда. Так было и в этом году, когда по итогам международного фестиваля «Интермузей-2015» Егорьевский музей стал победителем в номинации «Лучший проект, направленный на сохранение нематериальной культуры». А какая у нас самая важная нематериальная культура? Правильно – то, чем жили наши предки много лет назад.
Со времен большого раскола живописные берега реки Гуслица на границе Московской (тогда еще Рязанской) и Владимирской губерний облюбовали ревнители старой веры.
«Нигде, надо полагать, не распространена так грамотность, как в Гуслицах <…> Грамотность среди здешнего старообрядческого населения является как будто родовым, неотъемлемым наследством», - писал по этому поводу в 1904 году историк и этнограф Александр Пругавин.
Освоив «престижное» ремесло переписывания и оформления богослужебных книг, гуслицкие жители выработали свой собственный, неповторимый стиль – яркий, пышный, не похожий ни на один другой. Но к 20-м годам прошлого века промысел угас, и сегодня лишь крупицы культурного пласта рассредоточены по небольшим музеям и деревенским домам. Да и там зачастую толком не знают, с чем имеют дело – гуслицкая роспись мало изучена, непонятна.
Победивший на фестивале проект «Провинциальный эксперимент» поставил громкую цель: возрождение промысла в его исконном виде, но адаптированном к современным реалиям. В 2014 году при поддержке Благотворительного фонда Тимченко была проделана подготовительная работа: на основе старинных книг созданы образцы для воспроизведения элементов росписи на современных носителях, разработана целая методика обучения гуслицкому письму. Освоить азы старинного мастерства предложили потомкам тех самых гусляков – не убеленных сединой историков или художников-профессионалов, а самых обычных жителей Егорьевска, многие из которых и кисточку-то в руках никогда не держали.
Всего таких желающих нашлось около 70 человек – вдвое больше, чем ожидали.


 

  • Основа гуслицкой росписи – особый, почти ювелирный штрих. Для него используется самая тонкая кисточка, обращаться с которой начинающим особенно трудно. 

 

Назад в будущее
Строго говоря, возрождать гуслицкую роспись в Егорьевске начали еще лет 15 назад. Занималась этим делом небольшая группа энтузиастов-профессионалов – в основном, из числа преподавателей МОКИТ в тесном сотрудничестве с музейными работниками и краеведами. Главная сложность оказалась даже не в том, чтобы скопировать отдельные художественные элементы, а в том, чтобы понять систему. Выявить характерные особенности гуслицкой графики, которые отличают ее от других школ.
Так получилось, что в XX веке промысел оказался почти утерян. При советской власти и классической-то церкви жилось не особо вольготно, а старообрядческие традиции и вовсе кое-как теплились лишь в самых глухих деревнях. Между тем, именно в истоках старообрядчества и берет свое начало гуслицкая роспись. Замысловатыми орнаментами, диковинными цветами и жар-птицами местные мастера украшали особый вид своих рукописей – так называемые крюковые книги, которые церковные певчие использовали во время богослужений. Каждая такая книга уникальна и неповторима, а «прочитать» ее и сейчас может далеко не любой историк, хотя в наших старообрядческих приходах – в том же Шувое или Устьяново, например, – они используются по сей день.
Примечательно, что гуслицкий орнамент, во второй половине XIX века хорошо известный далеко за пределами нашего края, не использовался больше нигде, кроме певческих богослужебных книг – ни в кухонной утвари, ни в отделке домов, ни в сувенирах.
Сейчас элементы гуслицкой росписи можно увидеть, прежде всего, в отделке стен историко-художественного музея и школьного музея в селе Ильинский Погост – еще одного исторического центра Гуслиц.


Назад в будущее

- На столе перед вами лежат пять баночек с цветной тушью и две кисти. Для гуслицкой росписи используются так называемые кисти «единичка» и «двойка» и даже «нулевка» – это самые-самые тонкие кисточки, рисование которыми требует определенных навыков, - с этих слов начинается первое занятие в рамках цикла мастер-классов в музее.
На самом деле, было еще предварительное вводное занятие, на котором и выяснилось, что желающих осваивать старинное мастерство столько, что ограничиться одной воскресной группой не получится. В результате сформировали две группы, а в расписание занятий пришлось добавить еще и субботу. Но самое удивительное, что среди записавшихся на курс очень много людей, совершенно далеких от изобразительного искусства. Наряду со студентами колледжа, школьными преподавателями изобразительного искусства в музей пришли люди, ранее даже не подозревавшие, что такое Гуслицы и гуслицкая роспись. Просто для того, чтобы узнать побольше об уникальном егорьевском феномене, рассказать знакомым и сослуживцам, а в дальнейшем, быть может, и передать детям и внукам.
- Эти курсы – только первый этап, когда мы будем осваивать основу основ – знаменитый гуслицкий штрих, - продолжает преподаватель. - Мы начнем традиционно с бумаги. В принципе, когда-то давно гуслицкие мастера и использовали свой орнамент исключительно для росписи певческих книг. Но уже в наше время, когда преподаватели колледжа принялись возрождать ремесло, они пытались подружить гуслицкую роспись с деревом, были эксперименты с росписью кожи и тканей – возможности применения гуслицких мотивов в современном искусстве неограниченны. И я думаю, что сегодня мы с вами фактически присутствуем при рождении нового промысла.
И это, кстати, не пустой звук. По замыслу проекта, с самыми успешными выпускниками курсов музей планирует заключать договоры на создание сувениров для художественного салона.

Гуслицы – местность в юго-восточной части Подмосковья на границе Егорьевского и Орехово-Зуевского районов. Являясь одним из крупнейших центров старообрядчества, Гуслицы активно развивали иконописный промысел, меднолитую пластику, шитье. В конце XVII века здесь же начало зарождаться искусство переписки и оформления певческих книг. В начале следующего столетия книги гуслицкого письма стали появляться в продаже в других регионах, а во второй половине XIX века получили признание во всех регионах центральной России. 

Гуслицкие орнаменты отличали яркие, совершенно нетипичные для аскетичной в целом культуры старообрядчества цвета – синий, голубой, малиновый, бирюзовый, салатовый в сочетании с обильным золочением и характерной только для этих мест тонкой штриховкой, придававшей рисункам особый объем.
В начале XX столетия богородский старообрядческий священник Петр Никифоров собрал большую коллекцию гуслицких рукописных книг церковного обихода. Впоследствии коллекция была передана в Российскую публичную библиотеку. В настоящий момент это собрание является наиболее крупным памятником гуслицкой культуры. Отдельные рукописи представлены в фондах Государственного исторического музея, Древлехранилища Пушкинского дома и краеведческих музеях небольших городов Московской и Владимирской областей.

Галина Аксенова:
- Впервые о гуслицкой росписи я узнала, будучи еще студенткой музыкально-педагогического училища (тогда оно еще так называлось), и очень увлеклась. Тогда только начиналось возрождение гуслицкой росписи, я ходила в музеи, много читала и как-то прикипела душой. Тем более, среди моих родственников большинство старообрядцев, а как известно, гуслицкая роспись является частью этой культуры. Поэтому и пришла сюда в надежде, что наши корни не будут забыты.

Лариса Ревкова:

- Я очень люблю вышивать крестиком, очень много своих изделий дарила друзьям. А прочитав объявление, что в музее открываются такие курсы, решила попробовать себя в чем-то новом. Оказалось, это очень увлекательно, пусть и получается пока не все и не всегда. Я же кисточку, можно сказать, в руках никогда не держала. Последний раз – лет десять тому назад.

Елена ЛЕЛИКОВА. Фото автора.