Читай онлайн

Архив номеров

  • ЕТК
  • размещение рекламы на сайте в Егорьевске

Фоторепортажи

Фотоархив

Последние фоторепортажи

Сейчас на форуме

Форум

Последние комментарии

Категории публикаций

Война в воспоминаниях егорьевцев-фронтовиков

№ 16

Окончание. Начало в номере «ЕК» от 15 апреля.
После окончания Великой Отечественной войны прошло уже 70 лет. Всё меньше остаётся с нами участников событий той эпохи. Вот почему так важно сохранять любые сведения, касающиеся наших земляков, сражавшихся за свободу Родины.
В начале 1970-х годов в Пассажирском автохозяйстве (ныне Автоколонна №1796) трудилось немало бывших фронтовиков. Руководство и профсоюзный комитет предприятия проделали тогда очень важную работу – записали воспоминания ветеранов. Сейчас это – бесценные исторические документы, имеющие значение и для Автоколонны №1796, и для Егорьевского района.

Увы, ни одного из ветеранов, чьи воспоминания опубликованы в этом и предыдущем номерах газеты, уже нет в живых. И не все фотографии фронтовиков сохранились.

Подвиг разведчиков
Павел Семёнович Ефремов родился в 1924 году. Воевал разведчиком с августа 1942-го по май 1945 года, имел звание сержанта. Награждался орденами Красной Звезды и Славы III степени, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Был ранен и контужен. В автоколонне работал автослесарем.
По утверждению П.С. Ефремова, в общей сложности он участвовал в захвате примерно 40 «языков». Иногда это удавалось сделать в одиночку, но чаще – с напарником.

- Молодой я тогда был, сильный и азартный, – вспоминал Павел Семёнович. – Трудно поверить, но иногда с заданий мы возвращались, не получив ни единой царапины!
Вот один из таких случаев. Дело происходило в 1943 году на Украине. Разведгруппе, в которую входил наш земляк, поручили взорвать в тылу врага мост на р. Сож. Отправились всемером с взрывчаткой и рацией. Все разведчики оделись в немецкую форму. Надо было торопиться, поэтому шли ночью открыто, во весь рост.
Стоявшие у моста двое часовых приняли наших бойцов за своих, за что и поплатились, получив от П.С. Ефремова и его напарника смертельные ножевые удары. Мост был заминирован и взорван. Обратно разведчики добирались аж 6 суток, поскольку приходилось таиться. И никто в ходе этой операции не получил ранений.


Бомбардировщик шёл без прикрытия
Илья Арсентьевич Попугаев родился в 1915 году. Служил стрелком-радистом в авиации в звании старшины с сентября 1939-го по май 1944 года. Удостоен ордена Отечественной войны II степени, медалей «За отвагу», «За победу над Германией». Был тяжело ранен в руку. В автоколонне трудился шофёром.

Наш земляк летал на бомбардировщике. Ему особенно запомнились ожесточённые бои, происходившие в 1943 году в Белоруссии.
- Однажды срочно потребовалось провести воздушную разведку, – рассказывал Илья Арсентьевич. – Погода стояла нелётная, поэтому решили пойти без истребителей прикрытия, надеясь, что фашисты в воздух не поднимутся.
Оказавшись на месте назначения, наш бомбардировщик вынырнул из облаков. Пролетев над скоплением вражеской техники и пехоты, экипаж сделал фотоснимки, а затем сбросил бомбы. На втором заходе были сфотографированы результаты бомбёжки.
При возвращении на родной аэродром на наш самолёт напали четыре «Мессершмитта». Один из них был сбит, но оставшиеся продолжали атаковать.
- Мы дотянули до облаков, смогли оторваться от погони и приземлиться у своих, – вспоминал Илья Арсентьевич. – Я продолжал сжимать свой пулемёт, но… почему-то одной рукой. Смотрю, а левая висит плетью! И только тут я почувствовал такую сильную боль, какую никогда в жизни не испытывал.
Фюзеляж и крылья бомбардировщика оказались буквально изрешеченными пулями и снарядами. В киле зияла дыра такого размера, что человек мог пролезть! За результаты этой разведки экипаж удостоился орденов Отечественной войны. Свою награду И.А. Попугаев получил в госпитале.

Победу встретил в Бресте
Сергей Иванович Бахнаков родился в 1918 году. Был танкистом в звании старшего сержанта с февраля 1940-го по май 1945 года. Награждался орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией». В автоколонне работал шофёром.
- Призвали меня в армию в 1940 году по спецнабору на войну с Финляндией, – рассказывал Сергей Иванович. – Затем я попал в Бессарабию (Молдавию), которая вошла тогда в состав Советского Союза. Там и задержался до начала Великой Отечественной войны.
С фашистскими танками нашему земляку довелось столкнуться в 4 часа утра 22 июня 1941 года. Под напором фашистских полчищ пришлось отступать…
Осенью С.И. Бахнакова откомандировали в Сталинград на тракторный завод, чтобы получить новый Т-34. Там его как квалифицированного токаря привлекли к работе в цеху. Сергей Иванович трудился у станка, но когда в 1942 году фашисты вплотную подошли к заводу, то он вместе с другими занял место в окопах.

- В нашей роте было 205 бойцов, а осталось 45, – вспоминал Сергей Иванович, едва сдерживая слёзы. – Я старшиной роты был, питание для солдат доставлял. Приходилось перебегать от воронки к воронке, спасаясь от пуль и осколков…
А когда фашистов погнали от Сталинграда, наш земляк попал в танкоремонтный восстановительный батальон. Повреждённую технику восстанавливали под бомбёжками и обстрелами днём и ночью, не считались со временем и здоровьем.
В данном качестве С.И. Бахнаков участвовал в знаменитой битве на Курской дуге, в Корсунь-Шевченковской операции. При освобождении Витебска получил ранение и попал в госпиталь. Затем был штурм Кёнигсберга. Демобилизовался Сергей Иванович в Бресте в мае 1945 года.

Там, где машина не пройдёт…
Павел Игнатович Требухов родился в 1916 году. В армии служил с сентября 1939-го по октябрь 1946 года в звании старшего сержанта, был шофёром. По этой же специальности трудился и в автоколонне.
- Я постоянно колесил на «полуторке», – рассказывал Павел Игнатович. – То боеприпасы доставлял, а то просто как связной...

В 1942 году наш земляк находился при штабе 33-й стрелковой дивизии. Она наступала по Варшавскому шоссе в сторону Юхнова. Тогда П.И. Требухов получил от старшего политрука задание: срочно доставить пакет из штаба на командный пункт. Дорога обстреливалась, разрывы гремели и слева, и справа. Поняв, что дальше ехать невозможно, Павел Игнатович загнал машину в лес, а сам бегом доставил пакет по назначению. За это он был удостоен медали «За боевые заслуги». Затем наш земляк получил ранение и на передовую больше не попал.

В Керченских катакомбах
Алексей Михайлович Зотов родился в 1919 году. Воевал в звании рядового, получил контузию. В автоколонне работал вулканизаторщиком.
Этому человеку довелось сражаться в Керченских (Аджимушкайских) катакомбах. Там с мая по октябрь 1942 года оборонялись части Крымского фронта, не успевшие переправиться на Таманский полуостров. Вместе с военнослужащими в катакомбах укрылись тысячи жителей захваченного фашистами города Керчи.
Попав в плен, Алексей Михайлович скитался по лагерям, пытался совершить побег… После войны вернулся в Егорьевск.

Штурм Хайларского укрепрайона
Николай Дмитриевич Нестеров родился в 1915 году. В Вооружённых силах находился с 1939-го по май 1947 года. Был лейтенантом, командиром роты. Награждён орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией». В автоколонне трудился старшим диспетчером.

- Меня призвали в армию в 1939 году. Я думал: отслужу два года и вернусь, – вспоминал Николай Дмитриевич. – Но демобилизоваться мне довелось лишь в 1947-м.
Наш земляк попал служить на Дальний Восток, на границу. Японцы тогда постоянно устраивали провокации, держали советские войска в напряжении, и оголять рубежи было нельзя.
А летом 1945 года на Дальний Восток пришла война. Нашему земляку выпало участвовать в штурме Хайларского укреплённого района в ходе Хингано-Мукденской наступательной операции.
- Бои начались 9 августа. Я командовал 9-й ротой, – рассказывал Н.Д. Нестеров. – На третий день боёв к нам присоединили остатки 7-й роты – семь человек. Очень уж губительный огонь вели японские снайперы!
Действительно, японские войс-ка оказали ожесточённое сопротивление в районе Хайлара. Опираясь на железобетонные доты, противник держал оборону в течение нескольких дней. Только после прибытия дополнительных артиллерийских частей, включавших гаубичный полк большой мощности, и тщательной подготовки штурма советским войскам удалось овладеть этим укреплённым районом.
Хингано-Мукденская операция завершилась 2 сентября 1945 года. А вместе с ней закончились советско-японская война и Вторая мировая война в целом. Наступил долгожданный мир.

Материал подготовил Сергей КИСЕЛЕВ
Редакция «ЕК» благодарит а/к 1796 за предоставленный материал.