Читай онлайн

Архив номеров

  • ЕТК
  • Московская оконница
  • размещение рекламы на сайте в Егорьевске

Фоторепортажи

Фотоархив

Последние фоторепортажи

Последние комментарии

Категории публикаций

Трудное избавление

№ 27 от 8 июля 2015 г.

Православный психолог предлагает свою схему лечения алкогольной зависимости



Председатель Егорьевской районной организации общества трезвости имени святого праведного Иоанна Кронштадтского, православный психолог Валерий Романюк знает несколько путей избавления от алкогольной, табачной и других наркотических зависимостей. Все они ведут через воцерковление и обращение за помощью к Богу.


- Валерий Максимович, как вы приобрели специальность психолога?
- Когда я работал директором реабилитационного центра «Чайка», появилась возможность создать отделение по реабилитации людей, попавших в зависимость от наркотических веществ, в том числе и от широко распространенных в нашей стране так называемых «стартовых» наркотиков - алкоголя и табака. Была освоена технология реабилитации западно-европейской ассоциации «МОНАР», а уже в процессе работы отделения по этой методике я для повышения квалификации прошёл обучение в Московском Междисциплинарном учебно-исследовательском центре и получил два диплома по специальностям «Психолог-психотерапевт» и «Практический психолог». Кроме того, в Коломенской духовной семинарии получил квалификацию «Социальный работник православной религиозной организации», а также «Миссионер-катехизатор и работник с молодежью православной религиозной организации». В 2014 году стал действительным членом и доцентом Международной академии трезвости.

- Какой психотерапевтический метод лежит в основе вашей работы?

- Метод Геннадия Шичко. Он последовательно, с научных позиций, подошел к разработанному великим русским ученым и глубоко верующим православным христианином, академиком И.П. Павловым учению о высшей нервной деятельности. Именно на этой основе Г.А. Шичко вводит в практику методику самостоятельного удаления пациентом в своем сознании отрицательных, вредоносных установок, привычек и самостоятельного создания положительных установок, направленных на духовно ориентированный образ жизни. Используя метод в свете православных ценностей, даю человеку возможность обрести не только физическое, но и духовное выздоровление.

- Используете ли вы гипноз?
- Нет. Сам автор методики также отказался от гипноза уже на ранних этапах своей работы. Более того, в православной психологии гипноз является недопустимым методом. Мы работаем с людьми, находящимися в состоянии бодрствования, в активном состоянии их сознания. И очень важной частью метода является ведение дневников.

- Расскажите об этих дневниках подробнее.

- По Шичко, пишущая рука связана с сознанием и подсознанием. То есть для полноты введения словесной информации в сознание нужно вовлекать слух, зрение, речь и руку. Самый большой эффект в перепрограммировании сознания играют слова, изображаемые с помощью письма. Вот почему особую роль Г.А. Шичко отводил ведению дневников.
Он рекомендовал своим слушателям больше думать о вреде алкоголя, наблюдать за собою и за окружающими, сравнивать, сопоставлять, фиксировать свои состояния, а вечерами, перед сном, писать дневник, отвечая в нем на составленные психотерапевтом вопросы. Ответы на эти вопросы выводят его на новый уровень мировоззрения, при котором трезвость становится его потребностью, его образом жизни. Он осознает, что алкоголь, как и любой другой наркотик, последовательно убивает все большую и большую часть его мозга, уродует организм внутри и снаружи, калечит потомство.

- Как в целом выглядит ваша схема?
- Восемь-десять занятий с психотерапевтом, в ходе которых человек осознаёт смертельных вред, который несёт ему алкогольная зависимость. Одновременно начинается работа с дневником. Затем – реабилитация в монастырском реабилитационном центре или пребывание и трудничество в монастыре. Для некоторых – работа при храме. Беседы с психотерапевтом, священником. Продолжение ведения дневника по графику… Дальше – трезвая жизнь среди трезвых людей.

- Как вы относитесь к кодированию?
- Кодирование – это насилие над волей человека, поэтому я отношусь к нему отрицательно. Вместо алкогольной зависимости человек становится зависимым от воли другого человека или группы людей (секты или группы анонимных алкоголиков). А причиной отказа от алкоголя становится страх. Кроме того, закодированный человек остается с той же психологической зависимостью от наркотиков, считает себя обделенным из-за того, что другим можно употреблять эту «конфетку», то есть алкоголь, табак или другие наркотики, а ему нельзя, потому что могут быть страшные последствия кодировки. И вот этот страх и психологическая, да и физическая тяга к наркотику порождает тяжелое напряжение, депрессию, злобу, зависть, дискомфорт, раздражительность, жадность, тревогу, что приводит к неврозам, шизофрении и прочей психосоматике, суициду или к срыву в наркоманию и даже к смерти. Бог наделил человека свободной волей, поэтому кодирование не приемлю. Кстати, в странах Европы этот метод запрещён.

- Как церковь помогает избавиться от алкогольной и наркотической зависимости?
- Есть несколько путей. Кому-то достаточно иметь хорошего, трезвого духовника, возможно, своего приходского священника, бесед с которым, а также регулярной исповеди и причастия оказывается достаточно, чтобы страсть отступила. Бывает так, что при храме формируется группа трудников, которые участвуют в ремонте, несут какие-то послушания, участвуют в богослужениях, слушают проповеди и в молитвах к Богу просят о помощи. После проведения курса занятий, проведенных мною, некоторых пациентов направляю в такой храм, например, в приход Никольского храма с. Озерецкое.

- Все ли монастыри берут зависимых от алкоголя людей на реабилитацию?
- Нет, не все. И только по благословению игумена. Знаю, что несколько таких людей живут и работают в Николо-Радовицком монастыре. Однако в первую очередь желающих избавиться от зависимости берут монастыри, при которых есть реабилитационные центры.

- Сколько стоит ваш антиалкогольный психотерапевтический курс?
- Курс из восьми-десяти занятий по несколько часов каждое заслуживает определенного пожертвования. Люди, находящиеся в сложных материальных условиях, жертвуют исходя из своих возможностей.

- Всем ли, кто хочет избавиться от табака, алкоголя и других наркотиков, метод Шичко поможет?
- Тем, кто хочет – метод поможет обязательно, стопроцентно. Лишь бы не было поздно, поскольку после середины второй стадии алкоголизма у человека настолько поврежден мозг и уменьшен в объеме, настолько снижен интеллект, что он плохо понимает значение слов, поэтому эффективность психотерапии значительно снижается (уже не достучаться). Кроме того, срыв возможен из-за недостаточных усилий по освоении метода, проще говоря, из-за лени. Если чувствуешь слабость, спеши просить помощи у Бога и трудись над спасением своей души. Духовный рост – защита от срыва. Поэтому нужно найти дорогу в церковь, исповедоваться, жить по православным ценностям, творить добрые дела.

Человеческие истории

Сергей, 32 года, женат, детей нет. Программист, работал в Москве, хорошо зарабатывал. Стал употреблять тяжёлые наркотики, заразился гепатитом С. Нашёл в себе силы побороть наркотическую зависимость, но стал сильно пить. На православного психотерапевта вышел через храм. После 7 занятий посчитал, что алкогольная зависимость прошла. Но через какое-то время сорвался. Уехал в реабилитационный центр при монастыре, где пробыл 6 месяцев. Постоянно находился там под духовным окормлением священника-трезвенника. В настоящее время не пьёт.

Константин, 45 лет попал в алкогольную зависимость. Приехал в Егорьевск из города Пушкино с отцом. Прошёл курс из 10 занятий. Начал вести дневник по предложенной методике. Воцерковился. Поёт на клиросе. Прекратил пить. В семье теперь алкоголь не употребляют.

Геннадий, 25 лет. Пивной алкоголик. Приехал с Севера. Прошёл курс из 10 занятий по 2 - 4 часа. Стал вести дневник. От зависимости избавился. Хочет стать психологом, чтобы помогать другим людям.

Как развивается алкогольная зависимость

Первая стадия
Формирование первой стадии алкоголизма начинается с резкого усиления влечения к спиртному. Становится трудно или невозможно контролировать количество потребляемых спиртных напитков.
Доза, которая ведет к утрате количественного контроля, может быть весьма большой (300-400 мл водки). В трезвом состоянии влечение к опьянению не очень сильное. Но в связи с предстоящим застольем наступает общее оживление, повышается активность. Несостоявшееся застолье часто вызывает неудовлетворение, раздражение, недовольство.
Потребность в опьянении становится главным мотивом поведения. Употребляющие алкоголь продолжают работать, учиться, испытывают удовольствие от реализации своих увлечений. Мысли о самоограничении пьянства не возникают. Употребление алкоголя в больших дозировках уже не приводит к наступлению рвоты. Пьянство может стать многодневным. Сон наступает быстро, но начинаются ранние пробуждения. Утреннее неприятное самочувствие может быть устранено алкоголем, но больные предпочитают стимулировать себя чаем, кофе, принимают по утрам душ.
В первой стадии алкоголизма критика к злоупотреблению алкоголем обычно отсутствует. Часто обнаруживается стремление винить других в неприятностях, возникших в связи с пьянством. Больные разъясняют, что они здоровые люди, но только не могут контролировать количество потребляемого алкоголя.

Вторая стадия

Характеризуется максимальный рост устойчивости к алкоголю. Увеличиваются и разовые, и суточные дозировки алкоголя. За сутки больные выпивают не менее 500 мл водки или соответствующее количество других алкогольных напитков. После употребления даже малой дозы алкоголя влечение достигает такой силы, что контролировать количество потребляемого алкоголя не удается.
Влечению к опьянению сопутствуют постоянные воспоминания о застолье, о любых обстоятельствах, связанных с потреблением спиртного. Появляются беспричинная суетливость, раздражительность, гневливость.
По мере развития заболевания утрачивается ситуационный контроль. В связи с усилением влечения к алкоголю, нарастающими изменениями личности больные полностью или почти полностью утрачивают способность контролировать потребление алкоголя в любой ситуации.
Постепенно формируется алкогольный абстинентный синдром, появление которого позволяет диагностировать вторую стадию алкоголизма. Вначале больные вынуждены опохмеляться после употребления накануне больших доз спиртного, затем наступает этап, когда это становится вынужденным после употребления средних и небольших дозировок спиртного.

Третья стадия
Признаком третьей стадии алкоголизма является стойкое снижение устойчивости к алкоголю. Усиливается первичное влечение к алкоголю, влечение в трезвом состоянии. Похмелье становится более тяжелым, более длительным. Отмечается тоска или тревога с немотивированным страхом, подозрительностью, появлением кратковременных обманов восприятия или дезориентировки. Психозы, в том числе бред, развиваются в 2 раза чаще, чем во второй стадии алкоголизма. Опьянение протекает с агрессивностью или характеризуется пассивностью и оглушенностью, отсутствием эйфории, чаще отмечаются тотальные потери памяти о случившемся. Изменяется форма потребления алкоголя: преобладают истинные запои, перемежающееся пьянство. Формирование истинных запоев проходит несколько этапов: вначале падает выносливость к алкоголю в конце запоя, затем в середине запоя. В некоторых случаях она становится постоянно низкой. Тогда возможен переход на ежедневное потребление алкоголя в небольших дозировках. Обнаруживается алкогольная деградация личности, нарушения памяти, внимания, снижение уровня обобщения, утрата способности к абстрагированию, бестолковость. У 60% пьющих обнаруживается патология печени, алкогольная миокардиодистрофия, хронический панкреатит.
Чем дольше существует третья стадия алкоголизма, тем больше возрастает степень социально-трудовой дезадаптации и усиливается тенденция к формированию слабоумия.

Беседовал Алексей Марков

9 Июл 2015