Читай онлайн

Архив номеров

  • ЕТК
  • Московская оконница
  • размещение рекламы на сайте в Егорьевске

Фоторепортажи

Фотоархив

Последние фоторепортажи

Последние комментарии

Категории публикаций

ОКОЛОКУЛЬТУРНЫЕ ВЫХОДНЫЕ В КОЛОМНЕ

№ 39 от 25 сентября 2013 года

Антоновка – не просто сорт яблок. Это старинный, с явной кислинкой и очень крепкий вкус чего-то исконного, очень русского и настоящего. Настоящего, которое от слова «натура». Та самая натура, которой в наши дни остается все меньше, как меньше осталось на рынках настоящей антоновки. Все больше импортная «семеренка» - похожая, но начисто лишенная яблочного духа. Про эту уходящую натуру еще Иван Бунин в своих «Антоновских яблоках» писал. Лет пять назад в Коломне взялись ее возрождать. Начинание вылилось в музей яблочной пастилы, а следом и целый культурно-исторический пассаж, который так и назвали: книжно-яблочный фестиваль «Антоновские яблоки».

Вкус натуры

Яблоки здесь повсюду. Свежие и сушеные, в корзинах и ведрах. Можно есть, сколько хочется, можно даже брать с собой. Ими угощают, в них играют, ими живут. Так уж получилось, что именно яблочные сады стали той соломинкой, которая буквально за несколько лет вытащила из небытия целый пласт безвозвратно, казалось, утраченной истории.

Началось все с яблочной пастилы, которую коломенские купцы в свое время и к императорскому двору поставляли, и в Европу экспортировали. Сначала просто показывали и давали попробовать, потом реконструировали пастильную фабрику, а при ней разбили сад. Как раз на площади перед фабрикой и расположились шатры фестиваля.

На самом видном месте - Форд модели «Т» 1926 года выпуска. На таком приехал в Коломну со своей японкой Фумико писатель Борис Пильняк. В этом году он – главный герой фестиваля. Потому что в следующем году ему бы исполнилось 140 лет, а еще потому, что Японию сильно любил, а коломенский фестиваль – часть международной программы «Японская осень». В музейном саду по такому случаю открылся японский дворик, где учили таинствам чайной церемонии, искусству оригами и играли на сякухати - бамбуковой флейте.

Заморских гостей в этом году вообще было много. Потому что «Антоновские яблоки» - еще и часть Перекрестного года Россия – Нидерланды. Перед зданием старых бань, которые на два дня превратились в резиденцию современного искусства «Арт-бани», по такому случаю даже тюльпаны появились. Сами заморские гости расположились здесь же, на втором этаже бань. Более 50 писателей художников, актеров и музыкантов из Амстердама, Кембриджа, Хельсинки и России. Ну и книги, само собой. Много-много книг – целые завалы, развалы, от пола до потолка забитые комнаты. Их продают, раздают и дают почитать просто так. 

Для детей – целый книжный автобус «Бампер» от Российской Государственно детской библиотеки. Стоит рядом с детском площадкой, где писатели, художники и музейные педагоги проводят веселые уроки и мастер-классы. А если надоест, можно забраться целой ватагой на телегу и прокатиться вокруг площади на лошадке, похрустев заодно душистым антоновским яблочком. Корзина с ними – одна из десятков, расставленных по всей площади – прямо на возу стоит.

Уже жалеете, что пропустили такое яркое событие? Не беда, фестиваль – ежегодный. Да и помимо него на Коломенском посаде есть много такого, ради чего можно приехать практически в любой день.

Околоколомна

Про музей коломенской пастилы в Егорьевске и так многие знают. Но мало кто знает, что Коломенский посад (так здесь называют «пригород» кремля) – это уже давно не только пастила. По замыслу музейщиков в будущем весь посад должен превратиться в музейный квартал. Даже название ему уже придумали – Околоколомна. Среди пышных яблоневых садов расположились лавки купцов с исконными коломенскими вкусностями и полезностями, по закоулистым улочкам лошадки цокают, девицы в кринолинах сладкими историями потчуют, а в кафе «Вкусные истории» подают пирожки «Вздохи Николая» из поваренной книги Софьи Андреевны Толстой.

С этой идеей они обратились в Благотворительный фонд В. Потанина, где уже десять лет существует конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире». Выиграли грант – уже сами не помнят, какой по счету. После этого в течение года два десятка специалистов исследовали историческую часть города на предмет выявления забытых «брэндов» Коломны. Таковых нашлось около 20. Часть из них уже начали воплощать в жизнь. Про пастилу уже упомянули. Неподалеку от нее сейчас реставрируется Музейная лавка «Торговля мылом Г.И. Суранова». Само мыло, кстати, делать уже научились, осталось отремонтировать здание. А не далее как на прошлой неделе на посаде заработала калачная.

Смесь мук

Как и в случае с пастилой, рецепт настоящих коломенских калачей пришлось искать в библиотечных архивах. Дело в том, что калачи те были не простые:

- В рецептуре всего четыре ингредиента – вода, мука, соль и немного хмеля. Ни масла, ни яиц, ни сахара там нет, но сам калач при этом пышный, мягкий, - рассказывает одна из основательниц музея Наталья Никитина. - Секрет крылся в особом положении Коломны, которая являлась мощнейшим торговым узлом, и коломенские калачники имели возможность пробовать различные сорта муки, смешивать их и экспериментировать.

Правильную муку, а точнее смесь мук, тоже не сразу нашли. Еще три месяца ушло на эксперименты с тестом и технологией выпекания. Собственно, технология тут самое главное. Чтобы ее в точности соблюсти пришлось построить настоящую двухподовую печь. Топят ее исключительно березовыми дровами без коры – для исключительной белизны калачей.

Как и остальные посадские начинания, калачная – музей живой. Никаких поучений и нравоучений, никаких монотонных экскусров. Вместо этого в старинном здании I половины XIX в., прямо у Пятницких ворот кремля, разворачивается целое театральное действо. Главный герой его, само собой, калачник. Он и тесто месит, и байками из истории старой Коломны развлекает, и поглядывать за подмастерьями успевает: чтобы калачи лепили правильные – не булки какие-нибудь, а с ручкой-«замочком».

Ручку эту, кстати, раньше не ели. Поэтому именно от нее пошло выражение «дойти до ручки» как до крайней степени нищеты. А нужна она для того, чтобы мастеровые люди грязными руками калач свой кушать могли. Кушать его полагается особым способом: начиная с «губы» - зажаристой верхней корочки, и добираясь постепенно до пухлого «мякиша животка». Чтобы животок этот под хрустящей корочкой пышным оставался, тесто надо сначала на специальном ледяном столе подержать. В наши дни таких не делают, так что пришлось в архивах чертежи искать и по индивидуальному проекту заказывать. А когда калачики в печи окажутся, нужно успеть в самое пекло ледяной воды плеснуть. Целое искусство, в общем, и никаких дрожжей.

Искусство это современных коломенских калачников так захватило, что помимо этого спектакля они еще оперетту поставили. Название соответствующее - «Калаччио». По всем законам жанра – с живым пением, балетными танцами, любовными переживаниями, мистикой и ритуальным посыпанием зрителей мукой. Говорят, на счастье.

Отведать калачиков с пылу-с жару можно не только в самой калачной. В музейной лавке ими торгуют и на вынос и даже с возу. Специально для этого калачники обзавелись лошадью старинной породы першерон. Свою повозку с калачами красавец-жеребец по кличке Синдикат будет возить по всему коломенскому Посаду

Елена ЛЕЛИКОВА. Фото атвора.

Фотографии можно посмотреть здесь.

1 Окт 2013

комментировать

Комментарии и отзывы

Здесь пока никто ничего не писал...

Оставить отзыв:




Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами публикации данного сайта: ознакомиться с правилами.

Идет отправка комментария
  • Три опоры
  • Дворец спорта

Опрос

  • Соц3